История Хабаровского края - Хабаровский "Инфо.Сайт" 🌍 Создание сайтов за 5000₽ 🌍

История Хабаровского края


Человек заселил территорию Хабаровского края в эпоху мезолита. На южном берегу озера Удыль находится ранненеолитическая стоянка громатухинской культуры (Голый Мыс-4), датируемая возрастом 12300—13000 л. н. — ранним дриасом — переходом к аллерёду. В 1970-х годах на дальневосточном поселении на утёсе Гася в месте слияния реки Амур и протоки Малышевской неподалёку от Сикачи-Аляна академиком А. Окладниковым и доктором исторических наук В. Медведевым была выделена древнейшая на Нижнем Амуре неолитическая осиповская культурабродячих охотников (радиоуглеродная дата 12960±120 лет назад).


Название осиповская культура получила от селения Осиповка, находившегося некогда у железнодорожного моста через Амур на окраине Хабаровска. Самая древняя керамика на территории России относится к осиповской культуре. По результатам радиоуглеродного датирования её памятники существовали в промежуток времени с 13300 по 7700 л. н. Для поселения на озере Хумми получена дата 13 260 ± 100 л. н. (АА-13392), для поселения Гася — 12 960 ± 120 л. н. (Ле-1781). В результате системного технико-технологического анализа керамики поселений Осиповка 1, Госян и Гася была выявлена преимущественная близость гончарных традиций обитателей поселений Осиповка и Гаси с одной стороны и гончарных традиций населения Госяна и Гаси с другой, что было следствием контактов между носителями разных культурных традиций. Уровень развития местного гончарства относился к протогончарным производствам. В поселениях осиповской культуры XI тысячелетия до н. э. были обнаружены украшения из алевролита, кольцо и диск из нефрита. Непосредственно за древнейшей керамической осиповской культурой следует во времени мариинская культура раннего неолита (VIII–VII тыс. до н. э., стоянки на острове Сучу (раскопы IX и XII), стоянка Петропавловка-Остров).

В V—III тысячелетиях до н. э. на берегах Амура, других реках, на озёрах находились многочисленные неолитические посёлки, которые состояли из больших общинных жилищ—полуземлянок. Наиболее известны поселения в селе Кондон Комсомольского района, в селе Тахта Ульчского района, у села Вознесенского Амурского района, на острове Сучу, что вблизи села Мариинского. «Кондонская Венера», найденная А. П. Окладниковым, датируется возрастом 4500 лет. Неолитические рыболовы Приамурья имели не только сети и невода, но изобрели и древнейшую в мире блесну — на поселении в Кондоне (4520±20 лет назад) найдена желобчатая пластинка из нефрита, один конец которой закруглен, а на другом имеется просверленное отверстие.

В период неолита многие племена жили уже оседло, чему способствовали благоприятные климатические и природные условия.

На правом берегу Амура между сёлами Малышево и Сикачи-Алян находится верхняя группа петроглифов Сикачи-Аляна. Всего найдено около 300 изображений. Хорошо сохранилось 160. На камнях высечены изображения зверей, птиц, змей, лодок, концентрических кругов – всего того, что окружало древних людей. Изображения относятся к эпохе мезолита, неолита, раннего железного века и раннего средневековья. Самый древний петроглиф – это изображение лошади. Самые ранние датируются XII—X тыс. до н. э. Поздние петроглифы выдолблены железными инструментами. Петроглиф в отрогах хребта Джугджур (почти в 200 километрах от посёлка Нелькан) по предварительной оценке высечен не менее 10 тысяч лет назад.

Неолитические стоянки малышевской культуры датируются VI — второй половиной IV тыс. до н. э. (7,2—5,6 тыс. л. н.). Наиболее изучены многослойные поселения у сёл Вознесенское, Малышево, Шереметьево, Казакевичево, Бычиха, Сикачи-Алян, на амурском острове Сучу, Амурский санаторий.

Первые железные (чугунные) изделия в Хабаровском крае появились в самом начале I тыс. до н. э. В это время в бассейне среднего и Нижнего Амура распространена была урильская археологическая культура (названная так по находкам на острове Урильском на Амуре). C середины I тысячелетия до н. э. (средний железный век) началось распространение польцевской культурой (названа по местности Польце у села Кукелево в соседней Еврейской автономной области). Вероятно, прямой наследницей польцевской культуры являлась культура мохэских племён.

С древности на территории Приамурья проживали палеоазиатские, тунгусские, монгольские племена.

В Средние века территория современного Хабаровского края была населена в основном народами тунгусо-маньчжурской языковой группы, а также нивхами. В Китае они были известны под собирательным названием «дикие чжурчжэни».

В XIII—XIV веках монгольские правители Китая неоднократно организовывали экспедиции на нижний Амур, где у нынешнего села Тыр в низовьях Амура (около 100 км выше устья) они в 1263 году основали свою «Ставку маршала восточных походов», и примерно в то же время возвели кумирню.

В XV веке у того же села Тыр несколько экспедиций минской династии под руководством евнуха Ишиха возвели буддийский храм Юннин и установили стелы (так называемые Тырские стелы, ныне хранящиеся в музее во Владивостоке). Однако подчинение местных племен китайским властям было довольно номинальным. После отбытия китайцев и пожара в храме, он не был восстановлен местными жителями.

Освоение землепроходцами Русского государства Дальнего Востока начинается в XVII веке.

В 1639 году отряд казаков—землепроходцев во главе с Иваном Москвитиным вышел к берегам Охотского (тогда Ламского) моря.

В устье реки Ульи был поставлен первый острог. В 1647 году Семёном Шелковниковым был основан Охотский острог. Это были первые русские поселения в Хабаровском крае.

До появления русских здесь проживали племена дауров, эвенков, натков, гиляков и другие, всего около 30 тысяч человек.

В 1649 году русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е. П. Хабаровым составлен «Чертёж реке Амуру» и отчёт в Москву, в котором он писал: «…Даурская земля будет прибыльнее Лены… и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно…» С тех пор интерес российских государей к Дальнему Востоку не утихал.

Приамурье быстро осваивалось русскими переселенцами. Были основаны новые остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655) и другие, а также крестьянские села: Солдатово, Игнашкино, Покровское, Монастырщина, Андрюшкино и другие.

К началу 1680-х годов в бассейне Амура проживало до 800 мужских душ. Было распахано более тысячи десятин пашни. Собирались хорошие урожаи.

Весь Амур до Татарского пролива и территория к востоку от Аргуни до Большого Хингана вошли в состав российского государства. Открыто крупное месторождение руды.

Были образованы Нерчинский уезд, Албазинское воеводство, ставшие центрами русской деятельности на Амуре.

Однако процесс освоения края был прерван в связи с агрессией Цинской империи. С начала 80-х годов XVII века маньчжуры вступили в открытый конфликт с Русским государством. Военные действия велись в Забайкалье и на Амуре.

Россия не собиралась уступать дальневосточные рубежи. Наряду с героической защитой Албазинa (1685—1686) были предприняты попытки урегулировать вопрос путём переговоров. В Пекин отправилось русское посольство.

Но, не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать навязанный ей Нерчинский договор(1689). Согласно территориальным статьям российские подданные покидали левобережье Амура. Точной границы между двумя государствами установлено не было. Огромный край, успешно осваивавшийся длительное время, превращался в пустынную, никому не принадлежавшую полосу. России удалось лишь отстоять право на Забайкалье и побережье Охотского моря.

В XVIII веке Охотск становится главным тихоокеанским портом страны. Освоение северных берегов Тихого океана, исследования Курильских островови Сахалинa готовили основы для возвращения Приамурья.

Энергичные шаги по возвращению России Приамурья предпринял Николай Николаевич Муравьёв, назначенный в 1847 году генерал-губернаторомВосточной Сибири. Ему принадлежат слова: «Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью».

При широкой поддержке Муравьёва был разрешён запутанный вопрос о судоходности устья и лимана Амура и об островном положении Сахалина.

Выдающуюся роль в разгадке этой географической задачи сыграл Геннадий Иванович Невельской. В 1850 году он поднял российский флаг в устье Амура и основал Николаевский военный пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане.

В 1854—1856 годах были проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения: Мариинское, Успенское, Богородское, Иркутское и другие. Число русского населения в крае заметно увеличивалось.

В 1858 году был подписан Айгунский, а в 1860 году Пекинский договор, окончательно решив пограничный вопрос.

В 1858 году были заложены Хабаровск, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и другие опорные пункты.

С 1858 по 1860 год на Амур было переселено более трёх тысяч человек. Ими были поставлены сёла Воронежское, Вятское, Троицкое, Пермское, Тамбовское и другие.

Среди первых переселенцев было много раскольников-старообрядцев. К началу 1830-х годов XIX века примерно половина населения Приамурья состояла из старообрядцев.

В 1856 году была образована Приморская область. В 1858 году она включала в себя 6 округов: Охотский, Николаевский, Софийский, Петропавловский, Гижигинский, Удский. В 1860 году в составе Приморской области был образован Южно-Уссурийский край.

В 1884 году было образовано Приамурское генерал-губернаторство в составе Забайкальской, Амурской и Приморской областей с центром в городе Хабаровске. Это деление сохранилось до конца XIX века.

До конца XIX века заселения Приамурья шло медленными темпами. Ситуация стала меняться к началу XX века.

В 1900 году открывается движение по Забайкальской железной дороге, а в 1902 году по Китайско-Восточной, ускорив приток в край переселенцев.

Война с Японией 1904—1905 годов нарушила переселенческие планы. С января 1904 года по март 1906 года не только Приамурье, но и вся Восточная Сибирь были закрыты для переселения.

Но в 1906—1907 годах начинается мощный приток новосёлов. С 1900 по 1913 годах в Приамурский край прибыло около 300 тысяч крестьян из других частей страны.

Особенностью заселения края являлось то, что значительная часть переселенцев оседала в городах. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года в Европейской части страны горожане составляли 12,8 %, в Амурской области — 27,3 %, в Приморской — 22,7 %.

К 1915 году на карте Приморской области было более шести тысяч населенных пунктов. В них проживало 316 300 человек, из них 43 500 человек — в Хабаровском уезде.

На территории, относящейся к современному Хабаровскому краю находились три города: Хабаровск, Николаевск-на-Амуре и Охотск.

События 1917 года вызвали неоднозначную оценку различных слоев дальневосточников. Решительные действия Советов вызвали одобрение одних и неприятие других. Раскол общества на «красных» и «белых» не миновал край. Гражданская война, отягощенная вмешательством интервентов, привела к огромным людским жертвам и тяжелейшей экономической катастрофе.

Для предотвращения военного столкновения Советской России с Японией и решения задачи мирной ликвидации интервенции на территории Забайкалья, Амурской и Приморской областей 6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР). Не сумев дипломатическим путём подчинить ДВР своему влиянию, Япония в 1921 году предприняла шаги по активизации боевых действий белых войск. Действия Народной Революционной Армии Дальневосточная республика, поддержанные красными партизанскими отрядами, привели к победе в Волочаевской операции и освобождению Хабаровска, взятию Спасска, вступлению во Владивосток. 15 ноября 1922 года ДВР была преобразована в Дальневосточную областьРСФСР, при этом порт Аян и восточные территории Якутии отошли к территории ДВО. В декабре 1923 года в Хабаровск из Читы был перенесён её административный центр области.

В 1924—1925 годах произошло Тунгусское восстание аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов.

Восстановление довоенного уровня народного хозяйства завершилось к 1926 году. А 4 января 1926 года Дальневосточная область была упразднена и преобразована в Дальневосточный край.

Новое обострение международной обстановки на дальневосточных границах страны потребовало укрепления обороноспособности края. В результате чего развернулись процессы реорганизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Открылись новые учебные заведения. Строились новые города — Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан. Открывались заводы и фабрики, развивалась транспортная сеть. С 1933 года в Хабаровскеначали принимать радиопередачи из Москвы, а в 1936 году завершена была прокладка телефонной линии Москва — Дальний Восток. Продолжалось переселение в край из центральных районов страны. К 1939 году население Дальневосточного края увеличилось до 2,5 млн человек.

20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Дальневосточный край был разделён на Хабаровский и Приморский. Хабаровский край состоял из Хабаровской, Амурской, Нижнеамурской, Сахалинской, Камчатской (с Корякским и Чукотским национальными округами) областей, Еврейской АО и трёх северных районов, непосредственно подчинённых крайисполкому. 31 мая 1939 года Верховный Совет СССР утвердил создание края.

В 1939 году была ликвидирована Хабаровская область, а на севере Хабаровского края был образован Колымский округ, ликвидированный в том же году.

В 1947—1948 годах из состава Хабаровского края были выделены Сахалинская и Амурская области.

15 сентября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил «Передать город Советская Гавань вместе с пригородной зоной из Приморского края в Хабаровский край»

В 1953 году была образована и вышла из состава Хабаровского края Магаданская область, в подчинение которой из состава Камчатской области был передан Чукотский национальный округ.

В 1956 году самостоятельной стала Камчатская область (с Корякским национальным округом)и была упразднена Нижнеамурская область, а её районы (Кербинский, Нижнеамурский, Ульчский, Аяно-Майский, Охотский и Тугуро-Чумиканский, Тахтинский) подчинены непосредственно Хабаровскому краю.

В 1991 году из состава Хабаровского края вышла Еврейская автономная область.

History of Khabarovsk Krai

A man inhabited the territory of the Khabarovsk territory in the Mesolithic era. On the southern shore of lake Udyl is rendererotica Parking gramoteinskoe culture (Bare Mys-4), Dating from the age 12300-13000 L. B. — earliest Dryas — transition to allerede. In the 1970-ies in the far Eastern settlement on the cliff, Quenching at the confluence of the Amur river and streams Malyshev near the Sikachi-Alyan academician A. by see economy of Northern peoples and doctor of historical Sciences V. Medvedev was selected the oldest in the Lower Amur Neolithic osipovsky kulturpolitik hunters (radiocarbon date 12960±120 years ago). 

The name osipovskaya culture received from the village Osipovka, which was once at the railway bridge across the Amur river on the outskirts of Khabarovsk. The oldest ceramics on the territory of Russia refers to the osipovsky culture. According to the results of the radiocarbon Dating of the monuments of her existed in the period of time from 13300 7700 by L. N. For settlement on the lake Khummi received date 13 260 ± 100 L. B. (AA-13392), for the settlement of the Quenching — 12 960 ± 120 L. B. (Le-1781). As a result of systematic technological analysis of the ceramics of the settlements Osipovka 1, guoxiang and Quenching were identified preferential affinity of the pottery traditions of the inhabitants of the settlements Osipovka and Extinguish on one side and the pottery traditions of the population Hosana and Extinguish the other, that was the result of contact between speakers of different cultural traditions. The level of development of local pottery belonged to the proto-pottery industries. In the settlements of the osipovsky culture of XI Millennium BC were discovered jewelry made of siltstone, the ring and disk of jade. The Mariinsky culture of the early Neolithic period (VIII–VII Millennium BC, sites on the island of Suchu (excavations IX and XII), Parking lot Petropavlovsk-Ostrov) directly follows the ancient ceramic Osipov culture.

In the V—III millennia BC on the banks of the Amur, other rivers, lakes were numerous Neolithic villages, which consisted of large communal dwellings—poluzemlyanok. The most famous settlements are in the village of Kondon, Komsomolsk district, in the village of Takhta, ulch district, near the village of Voznesensky, Amur region, on the island of Suchu, near the village of Mariinsky. "Londonskaya Venus", discovered by Okladnikov, dated to 4,500 years. Neolithic anglers of the Amur region had not only nets and Seine, but also invented the oldest lure in the world — on the settlement in Condon (4520±20 years ago) a grooved plate of jade was found, one end of which is rounded, and on the other there is a drilled hole.

During the Neolithic period, many tribes lived already settled, which contributed to the favorable climatic and natural conditions.

On the right Bank of the Amur river between the villages of Malyshevo and Sikachi-Alyan there is the upper group of Sikachi-Alyan petroglyphs. In total, about 300 images were found. Well preserved 160. On the stones are carved images of animals, birds, snakes, boats, concentric circles – all that surrounded the ancient people. The images date back to the Mesolithic, Neolithic, early iron age and early middle ages. The oldest petroglyph is the image of a horse. The earliest date from the XII—X Millennium BC. Later petroglyphs hollowed by iron tools. Petroglyph in the spurs of the ridge Dzhugdzhur (almost 200 kilometers from the village of Nelkan) according to preliminary estimates carved at least 10 thousand years ago.

Neolithic sites of Malyshev culture date from VI — second half of IV Millennium BC (7.2—5.6 thousand BC). The most studied multi-layer settlement near the village of Voznesenskoe, Malyshevo, Sheremetyevo, Kazakevichevo, PR, Sikachi-Alyan, on the Amur island Bitches, Amur resort.

The first iron (cast iron) products in the Khabarovsk territory appeared at the very beginning of the I Millennium BC. at this time in the basin of the middle and Lower Amur, the uril archaeological culture (named after the finds on the island of uril On the Amur) was widespread. Since the middle of the I Millennium BC (middle iron age) began the spread of Polish culture (named for the area near The village of polce Kukelevo in the neighboring Jewish Autonomous region). Probably, the direct heir of Polevskoy culture was culture mahaska tribes.

With ancient times on the territory of the Amur region lived paleo-Asiatic, Tungusic, Mongolian tribes.

In the Middle ages, the territory of the modern Khabarovsk territory was inhabited mainly by the peoples of the Tungus-Manchu language group, as well as the Nivkhs. In China, they were known collectively as the " wild Jurchen."

In the XIII—XIV centuries, the Mongolian rulers of China repeatedly organized expeditions to the lower Amur, where at the present village of Tyr in the lower reaches of the Amur (about 100 km above the mouth), they founded their "Marshal of the Eastern campaigns" in 1263, and at about the same time built an idol.

In the XV century in the same village Sput several expeditions of the Ming dynasty under the leadership of the eunuch Ichiha built a Buddhist temple Yongning the stele (the so-called Tarskii of the stele, now kept in the Museum in Vladivostok). However, the submission of local tribes to the Chinese authorities was quite nominal. After the departure of the Chinese and the fire in the temple, it was not restored by the locals.

The development of the Russian state of the Far East by explorers begins in the XVII century.

In 1639, a detachment of Cossack explorers led by Ivan Moskvitin came to the shores of the sea of Okhotsk (then Lamsky).

At the mouth of the river Hive was put the first jail. In 1647 Semyon Shelkovnikov was founded Okhotsk Ostrog. These were the first Russian settlements in the Khabarovsk territory.

Before the advent of Russian here lived the tribes of Dauria, Evenki, NatCom, gilyaks and others, a total of about 30 thousand people.

In 1649, the Russian Explorer Erofey Pavlovich Khabarov with a detachment of 70 people went from Yakutsk to explore new lands. Having climbed the Lena river, E. P. Khabarovsk compiled a "Drawing of the Amur river" and a report to Moscow, in which he wrote: "...the Daurian land will be more profitable than Lena... and against the whole of Siberia there will be a place in that decorated and abundant..." Since then, the interest of Russian rulers to the Far East has not subsided.

The Amur region was quickly mastered by Russian immigrants. Was founded new FORTS Albazino (1651), Acanski (1652), Kolarski (1654), Kosogorsky (1655), and others, as well as peasant villages: Soldatove, Ignashkino, Pokrovskoe, monastyrshchina, Andryushkino Andryushkino and others.

By the early 1680s, up to 800 men's souls lived in the Amur basin. More than a thousand tithes of arable land were plowed. Good harvests were gathered.

The entire Amur to the Tatar Strait and the territory to the East of Argun to the Greater Khingan became part of the Russian state. A large ore Deposit has been discovered.

Was founded Nerchinsk district, the Albazin Voivodeship, became the center of Russian activity on the Amur.

However, the process of development of the region was interrupted due to the aggression of the Qing Empire. Since the early 80-ies of the XVII century Manchus entered into open conflict with the Russian state. Military operations were conducted in Transbaikalia and on the Amur.

Russia was not going to concede the far Eastern borders. Along with the heroic defense of Albazin (1685-1686), attempts were made to resolve the issue through negotiations. The Russian Embassy went to Beijing.

But, unable to transfer large military forces to the Amur region, Russia was forced to sign the Treaty of Nerchinsk imposed on it(1689). According to the territorial articles of the Russian citizens left the left Bank of the Amur river. The exact boundary between the two States has not been established. A huge land, successfully mastered for a long time, turned into a desert, no one belonged to the band. Russia managed only to defend the right to Transbaikalia and the coast of the sea of Okhotsk.

In the XVIII century Okhotsk became the main Pacific port of the country. The development of the Northern shores of the Pacific ocean, the study of the Kuril Islands of Sakhalin prepared the basis for the return of the Amur region.

Vigorous steps on returning of Russia of the Amur region has taken Nikolai Muravyov appointed in 1847 General governoromalley Siberia. He owns the words: "Who will own the mouth of the Amur, he will own Siberia."

With the broad support of Muravyov, the complicated issue of the navigability of the mouth and the Amur estuary and the island position of Sakhalin was resolved.

Gennady Nevelskoy played an outstanding role in solving this geographical problem. In 1850, he raised the Russian flag at the mouth of the Amur and founded the Nicholas military post (now the city of Nikolaevsk-on-Amur), which became the main naval base of the country in the Pacific ocean since 1855.

In 1854-1856, alloys of troops and Cossacks on the Amur were carried out. It allowed to put new posts, villages, settlements: Mariinsky, Uspenskoye, Bogorodskoye, Irkutsk and others. The number of Russian population in the region increased markedly.

In 1858, the Treaty of Aigun was signed, and in 1860, the Treaty of Beijing finally resolved the border issue.

In 1858 was laid Khabarovsk, Sofiysk, Innokent'evka, Korsakovo, Kazakevichevo and other strong points.

From 1858 to 1860 more than three thousand people were relocated to the Amur. They were delivered to the villages of Voronezh, Vyatka, Troitskoye, Perm, Tambov and others.

Among the first settlers there were a lot of dissenters-old believers. By the early 1830s, about half of the population of the Amur region consisted of old believers.

In 1856, the Primorsky region was formed. In 1858, it included 6 districts: Western, Nicholas, Sophia, Peter and Paul, Hizhinsky, Udsky. In 1860, the South Ussuri region was formed as part of the Primorsky region.

In 1884, the Amur General governorship was formed as a part of the TRANS-Baikal, Amur and Coastal regions with the center in the city of Khabarovsk. This division remained until the end of the XIX century.

Until the end of the XIX century, the settlement of the Amur region was slow. The situation began to change by the beginning of the XX century.

In 1900, opens to traffic on the TRANS-Baikal railway, and in 1902 for the Chinese Eastern, accelerating the flow in the region immigrants.


Поделиться с друзьями:


Создание сайта: 5.000 руб.:

  • - Разработка ресурса 
  • - Предоставление домена вида: ИМЯ.ГОРОД.инфо.сайт
  • - Хостинг 
  • - Публикация Ваших обновлений на городском и региональном информационном сайте 
  • - Форма обратной связи 
  • - Наполнение информацией (текст, фото, аудио, видео)
  • - Поддержка ресурса 24/7

Поддержка сайта: 2.500 руб. в год:

  • - Регистрация в поисковиках 
  • - Размещение Ваших материалов 
  • - Продление доменных имен через 1 год 
  • - Оплата хостинга через 1 год 

Дополнительные условия:

  • - Сроки создания - от 1 до 3 дней 
  • - Сайты только у нас на обслуживании 
  • - Оплата через р/счет, по карте Visa или Qiwi
  • - Материалы по обновлению сайта Вы отправляете нам в неограниченном объеме в течении 1 года 
  • - Если Вы довольны нашей работой, мы продлеваем договор на следующий год.
Подпишись для связи: Вконтакте - Twitter - Facebook - Instagram
Подписка на новости:
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика